ПОВЫШЕНИЕ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОТ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ
МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ И
КЛИМАТИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
Послание проф. Г. О. П. Обаси
Генерального секретаря ВМО
Всемирный метеорологический день (ВМД) знаменует вступление в силу 23 марта 1950 г. Конвенции Всемирной Метеорологической Организации. Каждый год ВМО празднует этот день, уделяя особое внимание какой-либо конкретной или актуальной на данный момент теме. Тема Всемирного метеорологического дня 2002 г. - "Повышение защищенности от экстремальных метеорологических и климатических явлений". Данная тема была выбрана в знак признания важного вклада национальных метеорологических и гидрологических служб (НМГС) и ВМО в устойчивое развитие путем обеспечения подготовки к связанным с погодой, климатом и водой экстремальным явлениям, а также предотвращения или смягчения неблагоприятных последствий этих явлений.
Одним из мотивов такого выбора стало также проведение в 2002 г. Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию (ВВУР), которая состоится в Йоханнесбурге, Южная Африка. В ходе Всемирной встречи на высшем уровне будет рассмотрено осуществление Повестки дня на ХХI век, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию (КОСНОСР), состоявшейся в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, Бразилия. На этой встрече будет также принята во внимание Декларация Саммита тысячелетия, и также текущая деятельность по смягчению последствий стихийных бедствий, включая такую деятельность в рамках Международной стратегии по уменьшению опасности стихийных бедствий (МСУОБС) - рамочной инициативы Организации Объединенных Наций по уменьшению опасности стихийных бедствий; при этом ВМО возглавляет целевую рабочую группу МСУОБС по климату и стихийным бедствиям.
Выбор указанной темы является своевременным, поскольку связанные с погодой, климатом и водой экстремальные явления, возникающие во всех масштабах, дают повод говорить о все возрастающей уязвимости человечества для их воздействий. Торнадо и ливни с градом являются метеорологическими системами малого масштаба, которые существуют всего лишь несколько минут и охватывают пространство в немногие сотни метров, но при этом могут быть очень разрушительными. Штормы, штормовые нагоны и наводнения сопровождают штормовые системы, которые распространяются на сотни километров и сохраняются в течение периодов от нескольких часов до нескольких суток. Климатические аномалии, например аномалии, вызывающие засуху, могут сохраняться в течение нескольких сезонов и дольше. Несмотря на то, что крепкие сообщества создали свои инфраструктуры и процветают в общих условиях местного климата, к которому они адаптировались, экстремальные явления с интенсивностью, превышающей обычный диапазон, могут вызвать катастрофические нарушения в природной, экономической или социальной сферах.
По оценкам стихийные бедствия уносят приблизительно 250 000 человеческих жизней ежегодно, а размер ущерба, наносимого имуществу людей, составляет от 50 до 100 млрд. долл. США. В 1991 г. причиной гибели более 90 % из этого числа стали опасные явления гидрометеорологического характера. Зарегистрированные данные наблюдений свидетельствуют о росте количества опасных явлений, включая засуху, наводнения и сильные ветры. В то время как наибольшее число людей страдает от наводнений, причиной большей части смертей являются засуха и голод. Азия - это континент, наиболее часто поражаемый стихийными бедствиями, при этом на него приходится 43 % общего числа явлений и 80 % людей, погибших в период 1990 - 2000 годы.
Длительные климатические наблюдения и связанная с этим информация по секторам являются существенно важными для оценки кратко- и долгосрочной чувствительности и уязвимости сообществ для воздействий метеорологических и климатических опасных явлений, для обеспечения готовности к ним, для планирования линии поведения и для разработки стратегий реагирования, направленных на увеличение сопротивляемости, для того чтобы справиться с будущими экстремальными явлениями. При отсутствии такой сопротивляемости каждое экстремальное явление будет вызывать разрушение, отбрасывать назад процесс развития, причем в некоторых случаях - на многие годы. Иногда потенциальная возможность возникновения определенных опасностей в таких местностях, как затапливаемые равнины и прибрежные дельты, признается, но такие явления происходят нечасто, и это приводит к самоуспокоенности.
Опыт показал, что в области эффективного обеспечения готовности и осуществления превентивных мер одним из наиболее действенных средств для снижения ущерба является хорошо функционирующая система раннего предупреждения. В Бангладеш, например, сильный тропический циклон в 1970 г. унес 300000 человеческих жизней, в то время как аналогичные циклоны в 1992 г. и 1994 г. стали причиной соответственно 12000 и 200 смертей, что объясняется улучшением прогнозов, соответствующим увеличением заблаговременности предупреждений и эффективностью систем реагирования.
На этапе реагирования доминирующими факторами являются надежность прогнозов и социальные измерения, т. е. "человеческий фактор" при оценке рисков и принятии решений. При этом в некоторых странах существует потребность в создании планов смягчения последствий стихийных бедствий на более официальном уровне - повсеместно-постоянная потребность в непрерывной модернизации всех систем, основанных на достижениях науки и техники.
В любом плане смягчения последствий стихийных бедствий следует учитывать тот широкий спектр явлений, связанных с погодой, климатом и водой, которые могут оказать воздействия на конкретный регион. Жестокие грозы с такими сопутствующими явлениями, как торнадо, молнии, градобитие, сильные ветры, пыльные и песчаные бури, водяные вихри и ливни, могут быть короткими, но исключительно сильными. Мировые потери в сельском хозяйстве составляют около 200 млн. долл. США в год. В типичном году в США молнии убивают больше людей, чем ураганы, торнадо и зимние штормы вместе взятые.
В качестве других явлений и связанных с ними событий, ведущих к гибели людей и уничтожению и порче имущества, можно назвать тропические и среднеширотные циклоны, муссоны, периоды сильной жары, холодные периоды, зимние штормы и явления Эль-Ниньо / Ла-Нинья. В более долгосрочном плане устойчивое развитие будет в значительной степени определяться прогнозируемым изменением климата и его влиянием на повышение уровня моря, сельское хозяйство и водные ресурсы, а также связанные с ними стихийными бедствиями. Предполагается, например, что изменение климата приведет к интенсификации гидрометеорологического цикла, что вызовет увеличение засух в одних местах и наводнений в других.
Различные программы и виды деятельности ВМО, в частности Всемирная служба погоды, обеспечивают осуществление всеобъемлющей программы по проведению приземных наблюдений и наблюдений из космоса, а также свободного и неограниченного обмена данными и произведенной на их основе продукцией, которые являются существенно важными для прогнозирования и подготовки ранних предупреждений о суровой погоде, для прогнозов наводнений, а также мониторинга климатической системы. Основой системы мониторинга являются несколько сотен радиолокаторов, более 300 воздушных судов, оборудованных системами получения и ретрансляции метеорологических данных, обеспечивающих более чем 75000 наблюдений в сутки, более 7000 судов, добровольно проводящих наблюдения, шесть полярно-орбитальных и четыре геостационарных спутников, глобальная сеть гидрологических станций и около 250 глобальных и региональных станций глобальной службы атмосферы, которые осуществляют мониторинг химического состава атмосферы (газов, вызывающих парниковый эффект, озона, загрязняющих веществ и т. д.). Планируется более активно использовать соответствующие данные со спутников для изучения окружающей среды в целях мониторинга опасных явлений погоды. ВМО обеспечивает, чтобы каждая стана имела доступ к таким данным и информации на повседневной основе в особенности в поддержку безопасности жизни и сохранности имущества.
Сбор своевременных и надежных данных наблюдений и обработанной информации, включая метеорологические прогнозы и предупреждения, а также обмен ими между собой, обеспечиваются глобальной системой телесвязи ВМО - специальной высокоскоростной сетью телесвязи. ВМО также координирует совместные усилия по обработке таких данных для общего использования и для оказания содействия развивающимся странам в оценке и лучшем применении сложных видов продукции, поступающих из передовых центров со всего мира. В этом контексте следует отметить, что три Мировых и 25 Региональных специализированных метеорологических центров обеспечивают метеорологические прогнозы и разрабатывают продукцию регионального масштаба, включая предупреждение о таких явлениях, как тропические циклоны, засухи, наводнения, лесные пожары, аварийные выбросы химических и ядерных веществ в атмосферу, горение вулканического пепла и других загрязняющих веществ. Предпринимаются усилия по совершенствованию предсказания таких явлений в рамках ряда программ ВМО, включая Всемирную программу исследования климата.
Для принятия долгосрочных превентивных мер в отношении стихийных бедствий и мер по подготовке к ним были разработаны модели климата, основанные на комплектах глобальных данных и предназначенные для понимания и прогнозирования изменчивости и изменения климата. Например, результаты исследований явления Эль-Ниньо, проведенных в рамках спонсируемой ВМО Всемирной программы исследования климата, ясно продемонстрировали, каким образом изменение температуры поверхности моря в Тихом океане может влиять на метеорологические структуры по всему земному шару. Несмотря на то что эти модели для прогнозирования климата пока находятся на ранних стадиях разработки, ожидается, что они позволят подготавливать заблаговременные предупреждения об опасных климатических явлениях, имеющих важное значение для долгосрочного анализа уязвимости, оценки риска принятия превентивных мер и мер по подготовке к стихийным бедствиям на благо всего общества.
В дополнение к той полезной роли, которую комплекты климатических данных играют в деле предсказания климата, они также имеют фундаментальное значение для соответствующих социально-экономических и экологических применений, обеспечения ранних предупреждений и оценки риска. Соответственно ВМО координирует осуществление одного из проектов по передаче технологии, благодаря которому более чем 130 развивающимся странам были предоставлены компьютеры и программное обеспечение для управления данными (КЛИКСМ). Кроме того, в рамках осуществляемого при поддержке ВМО проекта по спасению данных (СД), многие выполненные в прошлом вручную регистрационные записи в развивающихся странах были преобразованы в микрофильмы, с тем, чтобы избежать риска их необратимой потери. В рамках глобальных усилий, направленных на разработку и осуществление глобальных и региональных стратегий по смягчению последствий стихийных бедствий, ВМО тесно сотрудничает с другими организациями системы ООН, а также с региональными и международными организациями. В частности, ВМО принимает активное участие в осуществлении Международной стратегии по уменьшению опасности стихийных бедствий, и вступила в партнерские отношения с другими организациями в таких конкретных секторах, как здоровье человека, сельское и лесное хозяйство, управление водными ресурсами, оказание гуманитарной помощи и туризм. Организации сотрудничают на основе разрабатываемых ими междисциплинарных подходов для обобщения научных знаний о физических, химических и биологических процессах системы планеты Земля вместе с оценками соответствующих последствий, а также для разработки стратегий по подготовке к ряду экстремальных, связанных с погодой, климатом и водой явлений, и реагирования на них. В том, что касается долгосрочной стратегии, оценки Межправительственной группы экспертов ВМО по изменению климата послужили катализатором и стимулом для проведения междисциплинарных исследований, в рамках которых были определены потенциальные последствия экстремальных значений изменения климата в различных секторах.
На национальном уровне НМГС предоставляют относящиеся к погоде, климату и воде информацию и виды обслуживания. Они также служат в качестве национальных координаторов для межправительственного сотрудничества и координации в таких областях, для которых ВМО, при поддержке каждой из своих 185 стран-членов, обеспечивает глобальную структуру для оперативной деятельности. Объединение национальных, региональных и глобальных информации и видов продукции является чрезвычайно важным для обеспечения заблаговременных предупреждений о суровых явлениях погоды и климата. ВМО, также предпринимает усилия по обеспечению развития и расширения всех НМГС. В связи с этим скоординированный подход на национальном уровне к планированию соответствующих видов политики и стратегий реагирования потребует участия НМГС наряду с другими соответствующими учреждениями. Чрезвычайно важно также соединить достижения науки и техники с мерами по смягчению последствий стихийных бедствий и процессами планирования и принятия решений на всех уровнях и во всех секторах.
Успех усилий на международном, региональном и национальном уровнях в деле смягчения последствий стихийных бедствий обеспечиваются также:
Ё    совершенствованием основных институциональных и правовых условий деятельности организаций по подготовке к стихийным бедствиям, включая НПО, в рамках политики правительства и местных органов власти;
Ё    объединение деятельности местных структур по подготовке к стихийным бедствиям с деятельностью на национальном и региональном уровнях, а также с деятельностью соседних стран в случаях возникновения трансграничных рисков и с деятельностью международных структур таких организаций, как ВМО;
Ё    обеспечение подготовки кадров и введением изучения тем смягчения последствий стихийных бедствий в образовательных учреждениях и в областях деятельности по подготовке к стихийным бедствиям для экспертов и специалистов, работающих на местном и национальном уровнях.
Ё    инициированием деятельности по обеспечению самопомощи.
Программы и различные виды деятельности ВМО направлены на уменьшение разрыва существующего между уровнями соответствующего обслуживания, предоставляемыми развитыми странами и развивающимися странами. Это несоответствие является одним из вопросов, вызывающего значительную обеспокоенность всех стран членов, поскольку действия по смягчению последствий стихийных бедствий требует высокого уровня взаимозависимости. При этом решающее значение имеет обеспечение правительствами надлежащей помощи своим соответствующим НМГС в поддержке основных национальных метеорологических и гидрологических инфраструктур и предоставлении обслуживания, особенно в том, что касается повышения защищенности от экстремальных явлений.
Я надеюсь, что по мере нашего продвижения вперед в настоящем тысячелетии национальные и местные органы власти, научные круги, частный сектор, гражданское общество, средства массовой информации и общественность в целом в полном масштабе оценят важные вклады ВМО и НМГС в повышение защищенности от связанных с погодой, климатом и водой стихийных бедствий и, таким образом, в увеличение общественного благосостояния, уменьшения бедности и обеспечение устойчивого развития. Следует осознать, что успех применения климатической и метеорологической информации и знаний для смягчения стихийных бедствий может быть достигнут благодаря укреплению сотрудничества между НМГС, другими соответствующими учреждениями и принимающими решения органами, ответственными за благосостояние общества.
ВМО по-прежнему будет расширять свое сотрудничество со странами-членами при посредстве НМГС и сообществами по смягчению последствий стихийных бедствий на региональном и международном уровнях, совершенствуя нашу способность оценивать и повышать защищенность различных сообществ от метеорологических и климатических экстремальных явлений и смягчать их последствия на благо всего человечества в 21 столетии.